Особенности работы над сочинениями в начальных классах

17.01.2017

Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Современная методика русского языка рассматривает речь как своеобразную деятельность человека, что влияет на содержание и организацию работы по развитию речи младших школьников, в частности, на обучение созданию высказываний, или, как чаще принято говорить, написанию сочинений. Сочинение – один из видов работы, направленной на обучение созданию высказывания. Сочинение вплотную подводит ученика к осуществлению речевой деятельности. Этот вид работы, на котором как бы смыкаются два направления: совершенствование речевой деятельности и формирование каждого из речевых умений. Если изложение предполагает понимание учеником задач, решаемых автором, темы текста, его основной мысли, состава микротем, их последовательности, особенностей использования языковых средств и т.д., а затем воспроизведение авторского замысла, то при подготовке сочинения ученику предстоит все определить и реализовать самому. Сочинение – это то упражнение, с помощью которого мы пытаемся сделать более совершенной естественную монологическую речь учащихся, стремимся обогатить их опыт речевой деятельности. Таким образом, обучение сочинению необходимо для подготовки школьников к реальной речевой практике, к использованию полученных знаний и опыта в жизни. Но пишут ли в реальной жизни абстрактные сочинения? Пишут записки, письма, научные статьи, инструкции, объявления, ведут личные дневники, записи в деловых журналах, сочиняют загадки, сказки, пишут рассказы, стихи, но не сочинения. Зачем же учить тому, что в реальной речевой практике никогда не встречается? Правильнее сразу пытаться выражать свои мысли, впечатления в тех формах, которые существуют в речевом общении. Жизнь подсказывает важный методический вывод: пора в общении с детьми перестать говорить о сочинениях – нужно перейти на язык конкретных жанров. Конечно, понятие «сочинение» необходимо в методике обучения русскому языку как общее обозначение особого вида речевого упражнения. Как определяет М.Р. Львов, «сочинение школьное – учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира». (Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988.) Термин нужен нам, взрослым, для профессионального общения, в работе же с детьми нужно все вещи называть своими именами. Но как строить работу над сочинениями разных жанров? Прежде всего надо иметь в виду следующее: стиль речи, тип речи и жанр – вот что должен определить для себя учитель, начиная обдумывать подготовку будущего сочинения.
Скачать работу Скачали: 137 раз(а)