Работы фестиваля «Педагог года 2017»

Отправить работу на фестиваль

Работы в номинации «Педагогическая практика»

Статус

Родитель и учитель

13.01.2017

По мере того как дети растут, социальные связи семьи расширяются: сюда входят и контакты со школой, с учителями, и с соучениками, с классным коллективом сына или дочери. Все эти связи рождаются в процессе учебы ребенка. Но требуют очень серьёзных размышлений , да и не только размышлений – действий со стороны родителей. В самом деле – в дошкольном возрасте ребёнок еще целиком принадлежит маме и папе, во всяком случае так родители думают, таково их ощущение.

Погодина Людмила Васильевна , Учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 19, г. Тверь

Номинация: Педагогическая практика

Лауреат

status-winner

Педагогический проект "Элементарное музицирование в ДОУ"

16.01.2017

Неразделимым единством в концепции Карла Орфа являются музыка и движение. Использование системы элементарного музицирования Карла Орфа в детском саду.

Пархомчук Елена Борисовна, музыкальный руководитель, МБДОУ "ДС "Солнышко", ЯНАО, Тюменская обл., г. Муравленко

Номинация: Педагогическая практика

Лауреат

status-winner

Применение программируемого робота в образовательном процессе УДО

16.01.2017

В работе представлено техническое описание программируемого робота Мекканоида и его применение в образовательном процессе учреждения дополнительного образования

Севрюкова Ольга Геннадьевна, Педагог дополнительного образования, МБУ ДО ЦДОД Октябрьского района города Ростова-на-Дону, Ростов-на-Дону

Номинация: Педагогическая практика

Лауреат

status-winner

Реферат по теме "Современные педагогические технологии на уроках истории и обществознания"

16.01.2017

Мы все понимаем, что приобщение современного школьника к вопросам исторического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Также новые концепции образовательного стандарта требуют иных подходов в организации учебного процесса.

Кондратьева Ольга Юрьевна, учитель истории и обществознания, МКОУ "Перекопская СШ", х.Перекопка Клетский район Волгоградская область

Номинация: Педагогическая практика

Победитель

Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах

17.01.2017

До поступления ребенка в школу ведущим видом деятельности для них была игра. С началом обучения в школе на смену приходит учебная деятельность. Но все же игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших школьников, способствует формированию учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность учащихся начальных классов. Практически самой трудной дисциплиной для детей на первых годах обучения становится математика. Это прежде всего можно объяснить тем, что овладение знаниями тесно связано с достаточно развитыми способностями к отвлечению, обобщениям, умению сравнивать. В то же время названные выше функции умственной деятельности у некоторых детей не совсем развиты. Одним из наиболее эффективных способов активизации деятельности учащихся, пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх учащийся наблюдает, оценивает, сопоставляет, классифицирует предметы по признакам, анализирует, делает выводы. Тем самым повышается интерес ребенка к уроку, усиливается интерес к обучению. Дидактическая игра - ценное средство воспитания умственной активности учащихся, вызывающее у них активный интерес к процессу получения знаний . Она помогает сделать каждый учебный процесс интересным. Поэтому для хорошего обучения каждого ребенка нужно на первых же годах обучения пробудить их интерес к учебе, развить внимание, активизировать их деятельность. Использование игры в начальной школе тесно связано с решением вопросов: -место занимательности на уроке; -целесообразность ее использования; -функции занимательности; -методика проведения; -систематизация игр, которые требуют разрешения Актуальность игры в настоящее время повышается из-за насыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие у учащихся умений самостоятельно отбирать и оценивать получаемую информацию. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использовании знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Соловьева Ирина Ивановна, учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 20 им Ф К Попова, г Якутск, Республика Саха (Я)

Номинация: Педагогическая практика

Победитель

" Чтение с увлечением..."

17.01.2017

Отличный материал в форме презентации для педагогов - практиков. Задания представлены последовательно, от простого к сложному, т.е. практически дана система по обучению чтению в игровой форме. Данная разработка идеально подходит для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Фёдорова Светлана Викторовна, Учитель - логопед, МБДОУ "Детский сад № 2 г.Челябинска", город Челябинск

Номинация: Педагогическая практика

Победитель

" Чтение с увлечением..."

17.01.2017

Отличный материал в форме презентации для педагогов - практиков. Задания представлены последовательно, от простого к сложному, т.е. практически дана система по обучению чтению в игровой форме. Данная разработка идеально подходит для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Фёдорова Светлана Викторовна, Учитель - логопед, МБДОУ "Детский сад № 2 г.Челябинска", город Челябинск

Номинация: Педагогическая практика

Победитель

«НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ЭВЕНОВ» (Поурочный план) 7 класс

18.01.2017

Цель: знакомство с народным календарем эвенов и главным праздником – встречи Солнца. Задачи: 1. познакомить учащихся с традиционным лунно-естественным календарем эвенов как основой строения тела человека; 2. деление года на 4 сезона, по времени суток; 3. праздник встречи Нового года: 4. рефлексия новых знаний учащихся (тестовое задание) Оборудование урока: проектор, показ слайдов с музыкальным сопровождением, технологическая карта, тесты. С древнейших времен люди строили свою жизнь, рассчитывая время, силы и припасы в соответствии с природными циклами года. Мерилом общественного времени было исчисление времен года по фазам Луны, Солнца и звезд, которое выстраивалось в определенную для каждой культуры мифологическую систему олицетворения небесных светил и природных стихий. Благодаря этим системам исчисления времен года создавались различного рода лунныые, солнечные и звездные календари, именуемые сейчас христианскими, мусульманскими, буддийским и т.д. Несомненно, календарь эвенов севера Якутии носит следы глубокой древности. Этот календарь сохранялся в памяти народа до 30-х годов ХХ века. Сегодня данная система счета времени сохранилась только в воспоминаниях старшего поколения. Народный календарь эвенов по слайду нам представит Сангулаиев Мурат: Одной из самобытных и, возможно очень древних форм народного календаря является исчисление времени года соответственно частям человеческого тела. Они делят год на 13 лунных месяцев и считают их «по голове и рукам»: (показываю на схеме) начало года – макушка головы, следующий месяц левое плечо (год спускается), последний месяц – правое плечо (год поднялся), У таджиков характерной особенностью этого старинного счета времени было представление о том, что движение солнца распадается на периоды, соответствующие частям тела. Такое исчисление времени года было также широко распространено у горных народов Средней Азии. Счет времени велся по сезонам, по изменениям в природе: посмотрите на экран, смена времен года, смена дня и ночи. Сутки лунного месяца-илаан состояли из дня и ночи. День делился на 4 периода: утро, день, вечер, ночь. Утро включало в себя такие понятия, как начало рассвета, наступление зари, восход солнца. День делили на полуденное (полдень) и послеполуденное время. Вечер связывали с началом захода солнца и сумерками, темно, полночь. По хозяйственным циклам работ сутки делились на дневной присмотр оленьего стада – косчээк, ночной присмотр –явчаак. Число эвенских хозяйственных циклов совпадало с числом лучнных месяцев в году. Год делился на четыре основных сезона и 2 переходных предвесеннее и предзимнее, весна, лето, осень, зима и на 12 лунных месяцев. В эвенском лунном году, как и у других народов Сибири, каждый месяц начинался с новолуния. Месяцы состояли из 29 или 30 дней. Дни солнцестояний и равноденствия были хорошо известны всем народам Сибири. Летний месяц эвенов – Дилгос илаанни – июнь, буквально месяц солнца, воды и новой зелени, месяц, когда кора деревьев отходит, месяц пробуждения и обновления природы. Этот месяц означает начало летнего сезона и древнего Нового года эвенов также как праздник летнего изобилия у якутов ысыах 22,23 и 24 июня. Подтверждало эту дату признание якутами в качестве макушки года – дьыл оройо – этих дней, делящих год пополам. Июль-Ораат илаанни – месяц травы – означает буйное цветение растительности. В эту пору набирают силу новорожденные оленята, детей солнца, главного богатства эвенов. - Почему оленят называют детьми солнца? Да, олень – священное животное, ниспосланные богами олени сопровождают человека не только в земной жизни, но и после смерти на небеса человек отправляются верхом на олене. Поэтому эвены забивали его верхового оленя, когда человек умирал. Август – качумкини илаанни. Основным признаком этого месяца считается увядание зеленого покрова Земли. Это одновременно пора золотой осени, когда все олени и оленята набирают силу. В это время все звери становятся тучными и жирными. Самый хороший месяц, когда мало мошки и комара, когда можно охотиться на черношапочного сурка, дикого оленя, горного барана. Таким образом, летний сезон в календаре эвенов означает счастливую и радостную пору земного бытия. Летом солнце постоянно находится со своими детьми, так как светит круглосуточно. Только с 1 сентября – ойчири унмо – начинался счет движения солнца по телу мужчины дальше. Счет месяцев начинается с кисти правой руки, поднимается до локтя, затем идет вверх на плечо, от него – на тем у головы, потом вниз на плечо, локоть и завершается сей путь кистью левой руки. Получается солнечный часовой круг по телу человека. В сентября эвены начинали готовиться к зимней охоте. В конце месяца семьи, собравшись вместе, справляли осенний календарный праздник – праздник молодого оленя. В этот день семьи между собой обменивались хорошими породистыми самцами. Одновременно праздник знаменовал открытие охотничьего сезона, устраивались проводы промысловиков. Учитель: С началом осеннего и зимнего сезона солнце двигалось на север, т.е. постепенно место его захода оказывалось все севернее, при этом солнце опускалось все ниже и ниже пока не наступала полярная ночь. Такое антропоморфное представление солнцеворота предполагает своеобразное восприятие космического ритма природы. В основе годового цикла календарных обычаев лежит кочевой образ жизни, связанный с оленеводством и охотой. Они символизируют приобщение каждого эвена к вечности, стремление к вечной жизни, стремление к духовному идеалу. По представлениям эвенов, в дни летнего солнцестояния открывались двери в верхний мир, преддверием в верхний мир служили две молодые лиственницы, а роль линии горизонта, разделяющих грань миров, выполняла дэлбургэ – натянутая между двумя лиственницами веревка с пучками волос священного оленя. Именно там на горизонте начинался новый день и заканчивался на закате. Так объясняется смысл символического танцевального круга и ход танца hэдьэ. Пройдя через небесные врата человек превращался в птицу-оленя, а потом уже в птицу-стерха-оленя. И там на небесах человек получал благословение богов. Этот обряд совершался во время обряда встречи солнца и нового года ранним июньским утром на специальном обрядовом поле у двух священных деревьев. Это дэлбургэ символизировали небесные ворота. Эти ворота открывались только 22,23,24 июня. Обряд начинали с вечера 21 июня. - Есть ли сходство с якутским праздником ысыах? В чем оно? Под руководством старейшин молодежь заранее готовило место проведения праздника. украшали дэлбургэ, собирали хворост для костров, готовили кусты цветка рододендрона, который обладает бактерицидными свойствами. Описание праздника по слайду нам предствавит Пассар Надя: Праздник проводили старейшины, шаман мог присутствовать только как рядовой член рода. Как и у многих народов Сибири, Дальнего Востока в честь поклонения духам природы забивали жертвенных животных оленей, мясо которых съедалось всеми в этот же день. Самые лучшие кусочки давали духу огня, кровью жертвенного оленя окропляли землю, так как кровь – животворящее начало природы. По представлениям эвенов старое солнце и старый год умирали в этот период, а жертвенный олень олицетворял их. Из крови жертвенного оленя рождались новый год и новое солнце. Какой обряд поклонения духам природы проводят на якутском празднике ысыах? Обряд встречи Солнца нам представитна слайде Ли Таня: В полночь старейшины родов начинали ритуал встречи солнца. Под дэлбургэ, около каждого деревца разводили костер. В этот костер бросали цветок рододендрона, так как считали, что дым этого цветка очищает душу человека. Ритуальный круговой танец начинался только тогда, когда солнце вставало за горизонтом. Взоры всех людей обращались к восходу. В это время вся природа, все люди сливаются в единое целое в ожидании Великого Солнца. В обрядовом празднике встречи солнца эвены пытаются осознать сущность практического взаимоотношения природы и человека, место человека в природе. Люди в глубоком молчании ловят на себе первые лучи нового солнца и нового года Эвены считали свой народ людьми неба и солнца. С первыми лучами солнца начинается движение с перешагивания через левый ритуальный костер. Перешагнув через небесные ворота человек останавливается и мысленно обращается к солнцу. По рассказам информаторов, старейшины родов обращались к солнцу примерно с такими словами: «О, дух великого Солнца, Солнца-матери, твои земные сыновья: вещай нам счастливую судьбу. Подари нам ловких и сильных мальчиков, красных и румяных девочек. Разумножай оленей твоих, посылай нам богатство свое – оленят резвых и быстрых. Для тебя мы окропили землю кровью жертвенного животного, молоком твоих оленей для тебя мы устроили большой праздник – эвинек и наш веселый хоровод. И на это распространи, о Солнце, счастье и благодать, умножь наши оленьи стада и наших оленят, посылай нам охотничью удачу. О великое Солнце, духи местностей и дух природы, слушай: для счастья будущих поколений кочевых эвенов сохрани своих золотых оленей. Учитель: Такой же обряд встречи солнца существует у многих народов Сибири и Дальнего Востока и у якутов в частности на празднике летнего изобилия ысыах. Описанному ритуалу старики-информанты дают следующее объяснение. Движение налево за воображаемыми воротами означало похороны старого года. Движение через второй костер по ходу солнца – это символ перехода от старого к нового году. Это как бы обновление жизни, обновление и пробуждение природы после долгой зимы. Перешагивание через первый костер означало умершвление зимы, смерти старого года. Через правый – рождение нового года и нового солнца. Проходя через костер люди оставляли в ней все несчастья, болезни, грехи. После воображаемого полета сказочных стерхов в желаемую страну счастья и изобилия, стерхи по возвращении на землю превращаются в оленей. Люди, участвующие в этом обряде, садятся верхом на оленей и приближаются по ходу солнца к полю и останавливаются, изображая усталых путников после длительной поездки. Затем они как бы выбирают место для стоянки. Делают вид,что развьючивают оленей, ставят жилище. После этого разжигали костер, варили мясо и садились завтракать оленьим мясом, пьют чай с оленьим молоком. Завершает ритуал традиционный хороводный танец сэдьэ, которую начинают старейшины. Праздник длится четыре дня и ночи, запевалы из различных родов сменяя друг друга соревнуются в искусстве импровизации. Молодежь знакомится во время этого праздника, образуются пары, которые затем заканчиваются веселым свадебным пиром. Таким образом, мы сегодня рассмотрели традиционный эвенский лунный календарь и проведем небольшой тест, чтобы выяснить насколько вы поняли урок. У вас на руках технологические карты с указанием месяцев года, дома по ним проведите сравнительный анализ с якутским народным календарем по названиям, нумерации месяцев, дней равноденствия. ТЕСТ 1. Какое сходство в народном календаре эвенов с народным календарем якутов? А) 13 месяцев б) олицетворение с человеческим телом в) названия месяцев 2. Как был разделен годовой цикл народного календаря эвенов А) по полугодиям б)по сезонам года в) по кварталам г) по декадам 3. Как велся счет времени в календаре эвенов А) помесячно б) смена времен года в) смена дня 4. Как делилось время суток А) утро, день, вечер, ночь б) день, ночь в) утро, полдень, пополудни, , сумерки, вечер, ночь, полночь 5. С чем олицетворялось лето в календаре эвенов А) с отдыхом б) единения с природой в) счастливая пора земного бытия 6. С чем олицетворяется встреча нового года у эвенов А) веселый праздник б) проводы старого года, солнца и встреча нового года в) единение человека с космосом 7. Почему совершали на празднике встречи солнца ритуал очищения, прохождения через небесные врата А) человек таким образом возносился на небеса б) для очищения от грехов в) просто красивый обряд 8. Чем схожи праздники якутов и эвенов во встрече нового года А) поклонение духам природы б) жертвоприношения в) встреча солнца 9. В чем смысл хороводных танцев hэдьэ и осуохай у якутов А) получение заряда энергии солнца б) магический смысл солнцеворота в) танец сопровождается пением запевал 10. В чем различие праздников встречи нового года у эвенов и якутов А) обряды не проводит шаман б) обряды очищения в) в жертвоприношениях

Габышева Мария Иоиловна, учитель КНРС, МОБУ СОШ № 20 им Ф К Попова, гЯкутск, Республика Саха (Я)

Номинация: Педагогическая практика

Победитель

СЦЕНАРИЙ урока в 7 классе по теме «НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ЭВЕНОВ» (Поурочный план)

18.01.2017

Цель: знакомство с народным календарем эвенов и главным праздником – встречи Солнца. Задачи: 1. познакомить учащихся с традиционным лунно-естественным календарем эвенов как основой строения тела человека; 2. деление года на 4 сезона, по времени суток; 3. праздник встречи Нового года: 4. рефлексия новых знаний учащихся (тестовое задание) Оборудование урока: проектор, показ слайдов с музыкальным сопровождением, технологическая карта, тесты. С древнейших времен люди строили свою жизнь, рассчитывая время, силы и припасы в соответствии с природными циклами года. Мерилом общественного времени было исчисление времен года по фазам Луны, Солнца и звезд, которое выстраивалось в определенную для каждой культуры мифологическую систему олицетворения небесных светил и природных стихий. Благодаря этим системам исчисления времен года создавались различного рода лунныые, солнечные и звездные календари, именуемые сейчас христианскими, мусульманскими, буддийским и т.д. Несомненно, календарь эвенов севера Якутии носит следы глубокой древности. Этот календарь сохранялся в памяти народа до 30-х годов ХХ века. Сегодня данная система счета времени сохранилась только в воспоминаниях старшего поколения. Народный календарь эвенов по слайду нам представит Сангулаиев Мурат: Одной из самобытных и, возможно очень древних форм народного календаря является исчисление времени года соответственно частям человеческого тела. Они делят год на 13 лунных месяцев и считают их «по голове и рукам»: (показываю на схеме) начало года – макушка головы, следующий месяц левое плечо (год спускается), последний месяц – правое плечо (год поднялся), У таджиков характерной особенностью этого старинного счета времени было представление о том, что движение солнца распадается на периоды, соответствующие частям тела. Такое исчисление времени года было также широко распространено у горных народов Средней Азии. Счет времени велся по сезонам, по изменениям в природе: посмотрите на экран, смена времен года, смена дня и ночи. Сутки лунного месяца-илаан состояли из дня и ночи. День делился на 4 периода: утро, день, вечер, ночь. Утро включало в себя такие понятия, как начало рассвета, наступление зари, восход солнца. День делили на полуденное (полдень) и послеполуденное время. Вечер связывали с началом захода солнца и сумерками, темно, полночь. По хозяйственным циклам работ сутки делились на дневной присмотр оленьего стада – косчээк, ночной присмотр –явчаак. Число эвенских хозяйственных циклов совпадало с числом лучнных месяцев в году. Год делился на четыре основных сезона и 2 переходных предвесеннее и предзимнее, весна, лето, осень, зима и на 12 лунных месяцев. В эвенском лунном году, как и у других народов Сибири, каждый месяц начинался с новолуния. Месяцы состояли из 29 или 30 дней. Дни солнцестояний и равноденствия были хорошо известны всем народам Сибири. Летний месяц эвенов – Дилгос илаанни – июнь, буквально месяц солнца, воды и новой зелени, месяц, когда кора деревьев отходит, месяц пробуждения и обновления природы. Этот месяц означает начало летнего сезона и древнего Нового года эвенов также как праздник летнего изобилия у якутов ысыах 22,23 и 24 июня. Подтверждало эту дату признание якутами в качестве макушки года – дьыл оройо – этих дней, делящих год пополам. Июль-Ораат илаанни – месяц травы – означает буйное цветение растительности. В эту пору набирают силу новорожденные оленята, детей солнца, главного богатства эвенов. - Почему оленят называют детьми солнца? Да, олень – священное животное, ниспосланные богами олени сопровождают человека не только в земной жизни, но и после смерти на небеса человек отправляются верхом на олене. Поэтому эвены забивали его верхового оленя, когда человек умирал. Август – качумкини илаанни. Основным признаком этого месяца считается увядание зеленого покрова Земли. Это одновременно пора золотой осени, когда все олени и оленята набирают силу. В это время все звери становятся тучными и жирными. Самый хороший месяц, когда мало мошки и комара, когда можно охотиться на черношапочного сурка, дикого оленя, горного барана. Таким образом, летний сезон в календаре эвенов означает счастливую и радостную пору земного бытия. Летом солнце постоянно находится со своими детьми, так как светит круглосуточно. Только с 1 сентября – ойчири унмо – начинался счет движения солнца по телу мужчины дальше. Счет месяцев начинается с кисти правой руки, поднимается до локтя, затем идет вверх на плечо, от него – на тем у головы, потом вниз на плечо, локоть и завершается сей путь кистью левой руки. Получается солнечный часовой круг по телу человека. В сентября эвены начинали готовиться к зимней охоте. В конце месяца семьи, собравшись вместе, справляли осенний календарный праздник – праздник молодого оленя. В этот день семьи между собой обменивались хорошими породистыми самцами. Одновременно праздник знаменовал открытие охотничьего сезона, устраивались проводы промысловиков. Учитель: С началом осеннего и зимнего сезона солнце двигалось на север, т.е. постепенно место его захода оказывалось все севернее, при этом солнце опускалось все ниже и ниже пока не наступала полярная ночь. Такое антропоморфное представление солнцеворота предполагает своеобразное восприятие космического ритма природы. В основе годового цикла календарных обычаев лежит кочевой образ жизни, связанный с оленеводством и охотой. Они символизируют приобщение каждого эвена к вечности, стремление к вечной жизни, стремление к духовному идеалу. По представлениям эвенов, в дни летнего солнцестояния открывались двери в верхний мир, преддверием в верхний мир служили две молодые лиственницы, а роль линии горизонта, разделяющих грань миров, выполняла дэлбургэ – натянутая между двумя лиственницами веревка с пучками волос священного оленя. Именно там на горизонте начинался новый день и заканчивался на закате. Так объясняется смысл символического танцевального круга и ход танца hэдьэ. Пройдя через небесные врата человек превращался в птицу-оленя, а потом уже в птицу-стерха-оленя. И там на небесах человек получал благословение богов. Этот обряд совершался во время обряда встречи солнца и нового года ранним июньским утром на специальном обрядовом поле у двух священных деревьев. Это дэлбургэ символизировали небесные ворота. Эти ворота открывались только 22,23,24 июня. Обряд начинали с вечера 21 июня. - Есть ли сходство с якутским праздником ысыах? В чем оно? Под руководством старейшин молодежь заранее готовило место проведения праздника. украшали дэлбургэ, собирали хворост для костров, готовили кусты цветка рододендрона, который обладает бактерицидными свойствами. Описание праздника по слайду нам предствавит Пассар Надя: Праздник проводили старейшины, шаман мог присутствовать только как рядовой член рода. Как и у многих народов Сибири, Дальнего Востока в честь поклонения духам природы забивали жертвенных животных оленей, мясо которых съедалось всеми в этот же день. Самые лучшие кусочки давали духу огня, кровью жертвенного оленя окропляли землю, так как кровь – животворящее начало природы. По представлениям эвенов старое солнце и старый год умирали в этот период, а жертвенный олень олицетворял их. Из крови жертвенного оленя рождались новый год и новое солнце. Какой обряд поклонения духам природы проводят на якутском празднике ысыах? Обряд встречи Солнца нам представитна слайде Ли Таня: В полночь старейшины родов начинали ритуал встречи солнца. Под дэлбургэ, около каждого деревца разводили костер. В этот костер бросали цветок рододендрона, так как считали, что дым этого цветка очищает душу человека. Ритуальный круговой танец начинался только тогда, когда солнце вставало за горизонтом. Взоры всех людей обращались к восходу. В это время вся природа, все люди сливаются в единое целое в ожидании Великого Солнца. В обрядовом празднике встречи солнца эвены пытаются осознать сущность практического взаимоотношения природы и человека, место человека в природе. Люди в глубоком молчании ловят на себе первые лучи нового солнца и нового года Эвены считали свой народ людьми неба и солнца. С первыми лучами солнца начинается движение с перешагивания через левый ритуальный костер. Перешагнув через небесные ворота человек останавливается и мысленно обращается к солнцу. По рассказам информаторов, старейшины родов обращались к солнцу примерно с такими словами: «О, дух великого Солнца, Солнца-матери, твои земные сыновья: вещай нам счастливую судьбу. Подари нам ловких и сильных мальчиков, красных и румяных девочек. Разумножай оленей твоих, посылай нам богатство свое – оленят резвых и быстрых. Для тебя мы окропили землю кровью жертвенного животного, молоком твоих оленей для тебя мы устроили большой праздник – эвинек и наш веселый хоровод. И на это распространи, о Солнце, счастье и благодать, умножь наши оленьи стада и наших оленят, посылай нам охотничью удачу. О великое Солнце, духи местностей и дух природы, слушай: для счастья будущих поколений кочевых эвенов сохрани своих золотых оленей. Учитель: Такой же обряд встречи солнца существует у многих народов Сибири и Дальнего Востока и у якутов в частности на празднике летнего изобилия ысыах. Описанному ритуалу старики-информанты дают следующее объяснение. Движение налево за воображаемыми воротами означало похороны старого года. Движение через второй костер по ходу солнца – это символ перехода от старого к нового году. Это как бы обновление жизни, обновление и пробуждение природы после долгой зимы. Перешагивание через первый костер означало умершвление зимы, смерти старого года. Через правый – рождение нового года и нового солнца. Проходя через костер люди оставляли в ней все несчастья, болезни, грехи. После воображаемого полета сказочных стерхов в желаемую страну счастья и изобилия, стерхи по возвращении на землю превращаются в оленей. Люди, участвующие в этом обряде, садятся верхом на оленей и приближаются по ходу солнца к полю и останавливаются, изображая усталых путников после длительной поездки. Затем они как бы выбирают место для стоянки. Делают вид,что развьючивают оленей, ставят жилище. После этого разжигали костер, варили мясо и садились завтракать оленьим мясом, пьют чай с оленьим молоком. Завершает ритуал традиционный хороводный танец сэдьэ, которую начинают старейшины. Праздник длится четыре дня и ночи, запевалы из различных родов сменяя друг друга соревнуются в искусстве импровизации. Молодежь знакомится во время этого праздника, образуются пары, которые затем заканчиваются веселым свадебным пиром. Таким образом, мы сегодня рассмотрели традиционный эвенский лунный календарь и проведем небольшой тест, чтобы выяснить насколько вы поняли урок. У вас на руках технологические карты с указанием месяцев года, дома по ним проведите сравнительный анализ с якутским народным календарем по названиям, нумерации месяцев, дней равноденствия. ТЕСТ 1. Какое сходство в народном календаре эвенов с народным календарем якутов? А) 13 месяцев б) олицетворение с человеческим телом в) названия месяцев 2. Как был разделен годовой цикл народного календаря эвенов А) по полугодиям б)по сезонам года в) по кварталам г) по декадам 3. Как велся счет времени в календаре эвенов А) помесячно б) смена времен года в) смена дня 4. Как делилось время суток А) утро, день, вечер, ночь б) день, ночь в) утро, полдень, пополудни, , сумерки, вечер, ночь, полночь 5. С чем олицетворялось лето в календаре эвенов А) с отдыхом б) единения с природой в) счастливая пора земного бытия 6. С чем олицетворяется встреча нового года у эвенов А) веселый праздник б) проводы старого года, солнца и встреча нового года в) единение человека с космосом 7. Почему совершали на празднике встречи солнца ритуал очищения, прохождения через небесные врата А) человек таким образом возносился на небеса б) для очищения от грехов в) просто красивый обряд 8. Чем схожи праздники якутов и эвенов во встрече нового года А) поклонение духам природы б) жертвоприношения в) встреча солнца 9. В чем смысл хороводных танцев hэдьэ и осуохай у якутов А) получение заряда энергии солнца б) магический смысл солнцеворота в) танец сопровождается пением запевал 10. В чем различие праздников встречи нового года у эвенов и якутов А) обряды не проводит шаман б) обряды очищения в) в жертвоприношениях

Габышева Мария Иоиловна, учитель КНРС, МОБУ СОШ № 20 им Ф К Попова, г Якутск Республика Саха (Я)

Номинация: Педагогическая практика

Победитель

" Чтение с увлечением..."

18.01.2017

Отличный материал для педагогов - практиков в форме презентации. Задания даны последовательно, от простого к сложному, т.е. представлена практически система по обучению чтению в игровой форме. Данный материал идеально подходит для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Фёдорова Светлана Викторовна, Учитель - логопед, МБДОУ "Детский сад № 2 г.Челябинска", город Челябинск

Номинация: Педагогическая практика

Победитель

Анализ работы педагога дополнительного образования

20.01.2017

Представлен опыт работы руководителя военно-исторического музея

Скуратов Дмитрий Владимирович, руководитель военно-исторического музея, ОГБОУ КШИ "Северский кадетский корпус", город Северск Томской области

Номинация: Педагогическая практика

Лауреат

status-winner

Урок «Очевидное — невероятное»

20.01.2017

Цели: • познакомиться с процессами в живой природе, протекающими в геометрической прогрессии; • проследить взаимосвязь математики и практики.

Турчина Елена Владимировна , учитель математики, МБОУ "СОШ №5", п. Айхал, Республика Саха (Якутия)

Номинация: Педагогическая практика

Победитель

Урок информатики 5 класс (учебник Босова ) Тема: Создание движущихся объектов

20.01.2017

Технологическая карта урока информатики 5 класс (учебник Босова ) Тема: Создание движущихся объектов Цель: научить создавать движущиеся изображения, используя программы Power Point и Paint. Содержит презентацию

Николаева Ольга Игоревна, Учитель информатики, МБОУ Верхнецасучейская СОШ, Забайкальский край, Ононский район, с.Верхний Цасучей

Номинация: Педагогическая практика

Победитель

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе "Чередование согласных звуков в корне слова"

20.01.2017

Урок русского языка - 3 класс Учитель: Е.В. Яковлева Тип урока: Открытие новых знаний Тема: «Чередование согласных звуков в корне слова» Основная цель: 1) сформировать представление о понятии «чередование согласных в корне», умение находить эти согласные; 2) тренировать навыки образования однокоренных слов чередованием согласных. 3) формирование умения составлять алгоритм Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение. Оборудование: - компьютер; - мультимедийный проектор, презентация; - учебник 3 класса, под редакцией Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, - раздаточный материал.

Яковлева Елена Владимировна, учитель начальных классов, МКОУ "Подъеланская СОШ", Иркутская область, Усть-Илимский район, село Подъеланка

Номинация: Педагогическая практика

Победитель

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе "Чередование согласных звуков в корне слова"

20.01.2017

Урок русского языка - 3 класс Учитель: Е.В. Яковлева Тип урока: Открытие новых знаний Тема: «Чередование согласных звуков в корне слова» Основная цель: 1) сформировать представление о понятии «чередование согласных в корне», умение находить эти согласные; 2) тренировать навыки образования однокоренных слов чередованием согласных. 3) формирование умения составлять алгоритм Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение. Оборудование: - компьютер; - мультимедийный проектор, презентация; - учебник 3 класса, под редакцией Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, - раздаточный материал.

Яковлева Елена Владимировна, учитель начальных классов, МКОУ "Подъеланская СОШ", Иркутская область, Усть-Илимский район, село Подъеланка

Номинация: Педагогическая практика

Победитель

Стратегии формирования смыслового чтения

21.01.2017

Целевые установки понимания текста. Результаты международных исследований PIRLS, анализ проблем, вероятных причин. Сильные и слабые стороны читательской грамотности российских выпускников начальной школы.

Дронова Валентина Михайловна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа №32 имени Сергея Ткачёва", Тольятти, Самарская область

Номинация: Педагогическая практика

Победитель

Проект "Возрождение казачества - это не ребячество"

22.01.2017

Проект

Кутаркина Елена Юрьевна, Музыкальный руководитель, МАДОУ ДС № 8, г.Белогорск Амурская область

Номинация: Педагогическая практика

Лауреат

status-winner

Мастер-класс для воспитателей по теме «Музыкально-игровая деятельность детей в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ»

22.01.2017

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактических игр, игр на шумовых музыкальных инструментах.

Макеева Татьяна Александровна, Музыкальный руководитель, МБДОУ ДС №17 "Весёлые гномики" , Краснодарский край Туапсинский район с.Небуг

Номинация: Педагогическая практика

Победитель

«В мире музыкальных инструментов» Педагогический творческо-поисковый проект

22.01.2017

Проект направлен на формирование музыкально-эстетического сознания, обогащение музыкального интонационного опыта, привлечение внимания детей к богатству и разнообразию мира звуков, окружающих нас и издаваемых раз-личными предметами и музыкальными инструментами.

Захарова Евгения Владимировна, Музыкальный руководитель, МАОУ детский сад №79 "Гусельки", город Тольятти, Самарская область

Номинация: Педагогическая практика

Лауреат

status-winner

Презентация к уроку изобразительного искусства: "Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств".

23.01.2017

Презентация к уроку изобразительного искусства: "Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств", разработана для учащихся 6 классов. Составлена по программе Б.М. Неменского. Содержит четкую логическую структуру. Цели и задачи урока, задание к уроку, тест, домашнее задание.

Горбунова Ольга Юрьевна, Учитель изобразительного искусства, Муниципальная Общеобразовательная Школа № 10 , г. Ухта Республика Коми

Номинация: Педагогическая практика

Победитель