Взаимодействие с родителями детей по реализации проектной деятельности

21.01.2017

Взаимодействие с родителями детей по реализации проектной деятельности. (творческая разработка) Выполнила: Мершиева Оксана Владимировна НОВОСИБИРСК 2017 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1.История возникновения метода проектов 5 2.Значение проектной деятельности, ее особенности 7 3.Проектный метод в работе с родителями 9 4.Коллективное обсуждение. Результаты внешней оценки, выводы 12 Заключение 13 Список литературы 15 Введение Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работе невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и так далее. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию. Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов. На мой взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи с использованием только традиционных форм и методов работы с семьёй. Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется к семи годам, в детском саду. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одежды… Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам. *Как заинтересовать родителей в совместной работе? *Как сделать их участниками воспитательного процесса? Ведь положительный результат может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие , сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства. Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. И здесь удачной находкой оказалась проектная деятельность. Проектная деятельность - это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители. Этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы и получение результата. А темы проектов рождаются из интересов детей. Проектная деятельность является эффективной формой взаимодействия с родителями, так как родителям это необходимо, для того, чтобы научиться понимать ребёнка, воспитателям, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности своего ребёнка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом. Так в нашей группе разрабатываются и реализуются детско-родительские проекты, целью которых является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами. Самым ярким и масштабным получился проект, «Сказка в гости к нам спешит» В процессе данного проекта частично реализуются задачи образовательной области «речевое развитие», «Художественно-эстетическое». Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества Цель - выявить методы и формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: *улучшение взаимодействия воспитателей и родителей; *создание содружества в структуре “семья – группа – детский сад”; *активизация традиционных и современных форм работы с семьей. 1. История возникновения метода проектов. Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Мудрик А.В. говорит о том, что в «семье вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой». Таким образом, семья – организм или малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основано на супружеском союзе или родственных связях. То есть на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе семейного бюджета. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род, в ней вырабатываются нормы, поведение, взаимодействия родителей и детей. В этом взаимодействии каждый должен выполнять определенную функцию, занимать определенное место в системе ролевых отношений. В своей жизни каждый человек имеет две семьи: в которой он родился и воспитывался и ту, которую создаст или создал сам. Семья выполняет специфические и неспецифические функции. К базовых семейным функциям можно отнести: сохранение жизни и здоровья; удовлетворение физического, материальных и духовных потребностях человека; рождение и воспитание детей; создание условий, благоприятных для развития и самореализации каждого члена семьи; воспроизводство необходимых обществу человеческих ресурсов. Функции семьи напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития родителей и общества. Задача родителя - знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. Метод проектной деятельности не является принципиально новым, он был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952). По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться « на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Проектное обучение рассматривалось с различных позиций: как средство формирования творческих способностей (Петр Петрович Блонский), развития мышления (Петр Федорович Каптерев), самостоятельности и активности, связи образования с практикой, как средство подготовки к профессиональной деятельности (Александр Сергеевич Макаренко). Детская субкультура - огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, в общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. На основе анализа работ отечественных ученых (Запорожец, Д. Эльконин, М. Лисина, Г. и Е. Кравцовы и др.) Н. Подъяков (1996) выделил 2 типа детской активности: 1) собственную активность ребенка, полностью определяемую им самим, его внутренним содержанием; 2) активность ребенка, стимулируемую взрослым. А. Эйнштейн в начале 30-х годов ХХ века заметил: «…дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя». Наш современник психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу: новые формы их деятельности, сотворчества позволяет найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития. Таким источником может стать проект, суть которого - свобода участников в выражении субъективного мнения, в выборе, как содержания деятельности, так и средств решения проблемы. 2. ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ Проектная деятельность - это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы. Почему именно это направление инновационной деятельности привлекло внимание и воспитателей? *Технология « метода проектов», где отношения «ребенок-взрослый» уникальны, строятся на соучастии в деятельности,- это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самостоятельность», когда, отстаивая свою точку зрения перед другими дошкольниками, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней. Затем к партнерству, и, наконец, к сотрудничеству. *В процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт. Педагог ведет детей, опираясь на возрастные и типологические особенности развития, осуществляя личностно ориентированное взаимодействие и индивидуально-дифференцированный подход. Так, в младшем возрасте ребенок преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в среднем - эпизодически участвует и вступает в партнерские отношения, в старшем - сотрудничает с детьми и взрослыми. *В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со-взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка. Воспитатели, активно использующие проектную технологию, отмечают, что в этих условиях можно лучше узнать воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, выстроить наиболее тесное сотрудничество с родителями детей. *В результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, информации, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях. В последнее время отмечается тенденция увеличения числа детей, которые не хотят идти в школу; успеваемость падает, отсутствует положительная мотивация к занятиям; в школе все больше интеллектуально пассивных детей, которые избегают мыслительной деятельности. Одна из причин - отсутствие познавательного интереса, который должен быть сформирован в дошкольные годы. Развитие познавательного интереса отвечает собственным запросам ребенка. Подавление детской активности блокирует поисковое поведение, из-за чего и развивается пассивная позиция в будущем, в школе и жизни. Таким образом, технология проектов развивает творческие способности ребенка, дает выход его внутренним возможностям, способствует развитию познавательного интереса. Проектная деятельность выступает именно как проектная в том случае, если прямое, натуральное действие оказывается невозможным. Например : если ребенок захотел что-то нарисовать, потом взял карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то это не будет являться проектной деятельностью – все действия ребенка выполнены в рамках традиционной продуктивной деятельности. Отличие проектной деятельности от продуктивной состоит в том, что дошкольник исследует различные варианты выполнения поставленной задачи, выбирает оптимальный способ по определенным критериям, т.е. отчетливо определяет, что ему нужно сделать. Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер (например: взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим воспитанием; практическая направленность, включение ребенка в творческую деятельность, организация взаимодействия ребенка социальной городской средой). Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды ( экскурсии, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи развития: • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; • развитие познавательных способностей; • развитие творческого воображения; • развитие творческого мышления; • развитие коммуникативных навыков. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем и среднем дошкольном возрасте это: *вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); *активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); *формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты). В старшем и подготовительном дошкольном возрасте это: *формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; *развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; *формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; *развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. 3. Проектный метод в работе с родителями Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе» (Надежда Константиновна Крупская). Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Надежда Константиновна Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать. Принципы взаимодействия с родителями: 1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. 2. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. 3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. 4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом. 5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Василий Александрович Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. Сколь – ни будь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры. Содержание, организация и методика сотрудничества ДОУ и родителей включает: 1. Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей; 2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детского сада; 3. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики; 4. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе; 5. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания; 6. Индивидуальные и групповые формы работы с родителями, которые дополняют друг друга. В настоящее время в работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания , оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле. Суть использования метода проектов заключается в том, что в процессе обучения дети создают некий проект игры при работе над которым используются как теоретические знания, полученные на занятиях, так и практические, полученные ранее в процессе игры или личного опыта. Необходимо помнить, что проект- продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей. А порой и всего персонала детского сада. Поэтому тему проекта, его форма и подробный план действия разрабатывается коллективно. В частности в нашем детском саду осуществляются проекты по годовой задачи на учебный год, воспитатели всех возрастных групп выбирают тему и работают над ней. Проектная деятельность так увлекла. И я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме :Взаимодействие с родителями детей по реализации проектной деятельности . Мои проекты за годы моей работы мы обсуждали с родителями и принимали в них участие: 1) Проект «Нравственное и патриотическое воспитание ребенка через образ женщины- матери». « О, женщина! Ты - Родина, ты - мать! Ты самое дорогое в моей жизни!» Цель проекта - воспитать патриота нашей родины- России, человека нравственного, умеющего ориентироваться в предполагаемых обстоятельствах, стремящегося к новым познаниям. Человека умеющего любить, заботиться об окружающих его близких людях. Так как понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта- то до ребенка важно донести, что он является неотъемлемой частью Отечества. Патриотизм, как и любое другое чувство, приобретается самостоятельно и переживается индивидуально. И пробудить его в ребенке - главная цель моего проекта. 2) А также проект «Моя семья, дом, детский сад» Актуальность темы: Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому - к родному дому и детскому саду. А это является основой из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребенок – прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, а уже потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля. Цель проекта: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. 3) Мини-проект «Огород на подоконнике». В гостях у Чипполино Цели: Формировать практические навыки посадки растений (сажали лук, салат, свеклу, цветную капусту, огурцы, помидоры, сеяли пшеницу и цветы ). Формировать представления о потребности растений (тепло, свет, влага, земля) .Закрепили знания структуры трудового процесса (используя схему) Учить пользоваться инструментами, отбирать необходимый инвентарь для работы . Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе Обогащать словарный запас, развивать умения делать элементарные обобщения . Показать взаимосвязь растительного и животного мира 4) Тема проекта: «Витамины — наши друзья» Цель проекта: формировать у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни. 5)Проект по теме: «Счастливое моё детство» (Летнее развлечение для детей) Цель деятельности : провести спортивно-развлекательное мероприятие; способствовать развитию ловкости, сноровки, смекалки учащихся. Работа совместно с детьми и родителями. 6) Творческий проект "Это вся моя семья-мама, папа, сестричка, брат, и я!" Цель: Вовлечение родителей в воспитательный - образовательный процесс через совместную творческую деятельность педагогов, детей и родителей. 7) Годовой педагогический проект « От осени до весны» Цель проекта Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками Я себе часто задавала такой вопрос: «Как создать такую возможность, чтобы мамы и папы тоже побывали в роли воспитателя в детском саду?» , для того, чтобы активизировать и обогатить воспитательные умения родителей и пообщаться им со всеми детьми в группе. Кроме кружковой работы еще есть такая идея в вести в группе - «Радостный денёк». В результате, после большой предварительной работы с родителями, было решено один раз в месяц приходить родителям к нам в группу с каким -то интересным занятием. Силами родителей хотелось бы провести такие мероприятия: *Беседа с детьми о «волшебных словах» *Чтение книги В. Осеевой «Волшебное слово» *Беседа с детьми о народных промыслах *Рассматривание изделий из бересты ( экскурсия в музей бересты). *Беседа «весёлые загадки» *Загадки на разные темы *Подарок «Альбом загадок» ( изготовление родителями ) *Беседа о русской гармошке - Пение детьми детских частушек, песенок и , конечно, пляска под гармошку. *Беседа с детьми на тему «Волшебная бумага» - оригами - Поделки из бумаги - Игры с поделками из природного материала, и создание сюжета. *Беседа о школе, первой учительнице - Рассматривание учебников, тетрадей первоклассников - Игра «Волшебные буквы и цифры» и т.д. «Радостный денёк» был бы действительно радостным! Он способствовал бы близкому, знакомству и непосредственному контакту родителей с детьми. Я нахожусь в постоянном поиске новых нестандартных форм и методов работы с родителями, использование которых даёт хорошие результаты, способствующие взаимоуважению и служащие залогом дальнейшего сотрудничества и взаимодействия. Создала свой сайт Социальная сеть работников образования nsportal.ru куда приглашаю родителей и своих коллег - педагогов познакомиться с моими методическими разработками. 4. Коллективное обсуждение. Результаты внешней оценки, выводы. Тему и проблему формулирует либо педагог, опираясь на интересы детей, а дети принимают ее; либо дети при помощи наводящих вопросов взрослого. В детском саду темы проектов должны основываться на воспроизведении домашней жизни: жилище, оборудование, отношения в семье, обязанности членов семьи, работа взрослых. Затем тематика расширяется до воспроизведения общественной жизни. ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ – ПРОЕКТИРОВАНИЕ должно быть нацелено на применение имеющихся знаний и приобретение новых. (например, когда дети построят для своих кукол домики, воспитатель выдвигает идею расположить их рядом – появляется улица. Улица должна иметь название, домики – номера. Педагог показывает детям буквы и цифры – приобретаются новые знания. Педагог помогает детям спланировать деятельность, организует деятельность по решению задачи путем экспериментирования, моделирования. Организует работу над проектом поэтапно: направляет на поиск решений, экспериментирование, предметно – речевую деятельность, продуктивную, исследовательскую. Оказывает практическую помощь (по необходимости). К реализации проекта можно и нужно привлекать родителей дошкольников. Они помогут детям собрать и оформить материалы. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле. В каждом проекте нужно увидеть и отметить что- то хорошее, создать каждому ребенку ситуацию успеха. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения ЗАКЛЮЧЕНИЕ Семья – это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, в которой вырабатывается совокупность норм, поведения, взаимодействия родителей и детей. В этом взаимодействии каждый должен выполнять определенную функцию, занимать определенное место в системе ролевых отношений. В своей жизни каждый человек имеет две семьи, в которой он родился и воспитывался и ту, которую создаст или создал сам. Таким образом, можно отметить, что жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими прекрасными бы не были наши детские сады, главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в дошкольном возрасте не может заменить никто. Многие родители допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть и исправлять; другие считают, что заниматься воспитанием ребёнка должны педагоги, поскольку «это их обязанность». Поэтому задача воспитателей заключается в правильной организации взаимодействия с родителями своих воспитанников. Чтобы общение воспитателей с родителями не ограничивалось взаимными претензиями, необходимо взаимодействие с родителями строить на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и, самое главное, их опыта в воспитании детей. Недаром педагоги прошлого – Константин Дмитриевич Ушинский ; Лев Николаевич Толстой – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знаний и опыта. В этом современным родителям могут оказать помощь педагоги детского сада, несмотря на то, что информация по вопросам воспитания ребёнка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в разных формах. От воспитателя требуется творческий подход к организации работы с родителями: поиск новых примеров; использование методов активизации родителей, направленных на появление у них интереса к проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысливание своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Можно провести анкетирование: «Чего вы ждете от детского сада в этом году?», «Об организации дополнительных платных услуг» , «По результатам года». Метод проектов очень эффективен во взаимодействии родителей и ДОУ. Родители могут не только быть источником информации, оказывать реальную помощь и поддержку ребенку и педагогу в процессе над проектом, но также стать непосредственными участниками образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов встроен в структуру системы отечественного образования. Но сущность идеи остается прежней - стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.
Скачать работу Скачали: 196 раз(а)